Биткоиноматы, явившиеся миру всего несколько месяцев назад, сделали возможным то, что ещё недавно было сложно представить обладателям сбережений в виртуальной валюте – получение, обмен и перевод биткоинов
И теперь финансовые светила мирового масштаба пытаются разобраться, кто же будет отвечать за благонадёжность этой валюты, и как её грамотно вписать в систему мировых финансов.
Управляющий проектом экспертно-информационного департамента Международного учебно-методического центра финансового мониторинга Евгений Воловик, давший комментарии по этому поводу в ходе форума Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма, отметил, что старт производства аппаратов свидетельствует о растущем изо дня в день спросе на расчёты в биткоинах. Также он высказал мнение о том, что семимильные темпы развития валюты являются плацдармом для отрабатывания подходов к созданию новых виртуальных валют, которые будут более серьёзными и защищёнными, но вместе с этим менее волатильными. И по аналогии смены технологий в других сферах (электронная почта вытеснила традиционные почтовые отделения, а смс-сообщения и программы-мессенджеры стали заменой телеграфу) финансовый рынок тоже ждут радикальные трансформации, начало которым положат виртуальные валюты.
Евгений Воловик также отметил, что такое положение вещей в достаточной степени беспокоит большинство государств и ряд глобальных и национальных финансовых организаций по борьбе с неподвластными контролю со стороны правительственных органов финансовых потоков. В качестве аргумента была продемонстрирована карта мира, на которой страны помечались разными цветами. Красным цветом были обозначены государства, законодательство которых запрещает «хождение биткоинов» — Исландия и Таиланд. Более десяти государств, в числе которых США и Германия, «окрашены» в зеленый – здесь биткоины либо не запрещены, либо даже частично подвержены регуляции со стороны законодательства. Все оставшиеся государства, в том числе и Российская Федерация, отмечены жёлтым цветом – здесь вопрос о виртуальной валюте находится в стадии дискуссий о целесообразности признания или запрета.
Де-юре законодательные нормы РФ не содержат фразы «хождение криптовалют запрещено», однако де-факто запрет на законодательном уровне всё же существует – Конституция Российской Федерации не позволяет использовать на территории государства денежные суррогаты.
Говоря непосредственно о России, господин Воловик отмечает, что ситуация на сегодняшний день не ясна, и прогнозы строить затруднительно – в феврале 2014 года Центробанк выпустил официальную рекомендацию, по итогам чего те же западные эксперты причислили Россию к числу стран, запрещающих национальным законодательством биткоины, однако прямого запрета эта рекомендация не содержит.
Немного проясняет реальное положение вещей комментарий главы юридического управления Росфинмониторинга Надежды Прасоловой, которая утверждает, что де-юре законодательные нормы РФ не содержат фразы «хождение криптовалют запрещено», однако де-факто запрет на законодательном уровне всё же существует – Конституция Российской Федерации не позволяет использовать на территории государства денежные суррогаты, к которым как раз и относятся все виртуальные валюты.
Что касается бизнеса, который всегда чутко реагирует на изменения и совершенствование платёжных систем, то инновационные веяния воспринимаются им спокойно. Согласно словам президента ассоциации «Электронные деньги» Виктора Достова, электронные кошельки и виртуальные системы расчётов выполняют две крайне важных функции: во-первых, они всё более активно вытесняют с рынка наличные расчёты, а во-вторых – способствуют «узнаваемости» клиента, то есть его идентификации посредством «облачных» технологий. Таким образом, финансовые операции постепенно становятся всё более защищёнными, а данные, фиксирующиеся при этом – всё более надёжными.